"Гости", 2022
в рамках проекта ГМИИ им. Пушкина "Искусство жить дома",
куратор Дарья Болдырева, на площадке мемориального музея-квартиры
Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург
Обстановка мемориальной квартиры Н.А. Римского-Корсакова воссоздана удивительно точно благодаря потомкам композитора, сохранившим мебель, предметы быта и оставившим воспоминания о доме. Исследовавшая историю дома художница Анна Мартыненко отмечает, что Николай Андреевич в этой квартире не только творил, но и собирал гостей. По средам в квартире на Загородном собирались композиторы, художники, музыканты, оперные певцы — иногда до сотни человек. Квартира наполнялась пением, шумом, голосами, а соседские дети, жившие этажом выше, даже ложились на пол, пытаясь расслышать голос знаменитого певца — Федора Шаляпина.
Сейчас в мемориальных залах тихо, и лишь множество пустых стульев напоминает о полифонии звуков, когда-то наполнявших этот дом. Проект Анны Мартыненко противопоставляет тишину современной квартиры-музея и голосов, которые звучали в этом пространстве в прошлом. Голоса некоторых бывавших здесь гостей — оперных артистов — сохранились в аудиозаписях и описаниях современников. Например, в таком: «Голос Мравиной был лирико-колоратурное сопрано такой кристальной чистоты и прозрачности, что порой казалось, будто звенят серебряные колокольчики, тем более что тембр голоса был холодный. Звук был ровный на всем диапазоне, одна нота как другая, и достаточно большой для такого помещения как Мариинский театр» (статья Эдуарда Старка «Ф. И. Стравинский и оперный театр его времени. Глава XIX. Десятый сезон (1885−1886)»).
Римский-Корсаков был синестетом — он видел цвета тональностей. Анна Мартыненко учитывает этот факт, вступая в диалог с композитором, и решает подыграть ему: представить голоса певцов в виде скульптурных слепков. Абстрактные, на первый взгляд, слепки созданы на основе параметров звука, которые зарифмованы с параметрами формы. Например, высота голоса определяет количество выступов на форме, диапазон — амплитуду лучей, колоратурность голоса — рельефы на поверхности скульптур. Основой для некоторых скульптур послужили не только описания голосов, но и то, как эти голоса представляет «внутренний синестет» самой художницы.
Анна Мартыненко размещает «слепки» голосов на пустых стульях музея, где когда-то сидели артисты, что создает эффект присутствия знаменитых гостей, наполняет залы неслышимым звучанием и невидимым движением. Совместно с сотрудниками музея Анна Мартыненко собрала документальные материалы — аудиозаписи и тексты, — на основе которых создавались скульптуры. Эти документы представлены здесь же в музее, на специально изготовленном пюпитре.
страница на сайте проекта:
https://livingwithart.ru/muzey_rimskogo-korsakova
Фотографии предоставлены ГЦСИ